Законодательство Абхазии.

                                                 

 

                                                                        РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


Законодательством Абхазии установлены равные права для предприятий с участием российского капитала

Законодательством Абхазии установлены равные права для предприятий с участием российского  капитала

Законодательством Республики Абхазия установлены равные права для
предприятий с полным или частичным участием российского или любого другого
иностранного капитала.





Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Министерством юстиции. В соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица (в том числе с иностранными инвестициями) в регистрирующий орган представляются:

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Республики Абхазия;
3. Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
5. Документ об уплате государственной пошлины.
Порядок формирования уставного капитала зависит от выбранной организационно-правовой формы и определяется Гражданским кодексом Республики Абхазия и принятыми в соответствии с регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями уставный фонд должен составлять не менее суммы, эквивалентной 2 000 долларов США.

Действующим законодательством республики не предусмотрена возможность создания на ее территории представительства иностранного юридического лица.

Также невозможно осуществление строительной деятельности незарегистрированной компанией, поскольку нормативная правовая база, регулирующая лицензирование в Республике Абхазия, предусматривает выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе и строительной, только зарегистрированным на территории республики организациям.

Занятие же лицензируемым видом деятельности без лицензии запрещается.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И НЕДВИЖИМОСТЬ

Земельные отношения в Абхазии регулируются Управлением по земле-пользованию и землеустройству. Межевание и предоставление сведений об интересующих земельных участках осуществляется землеустроительными службами администраций районов и г. Сухум.

Инвентарный учет объектов недвижимости осуществляется Бюро технической инвентаризации, функционирующими при местных администрациях. Приемка в эксплуатацию зданий и сооружений производится приемочными комиссиями, образуемыми по решению местных администраций. В состав комиссий входят представители всех заинтересованных служб надзора.

Право владения или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются местными администрациями. Право временного пользования землей (в том числе и на условиях аренды) оформляется договором, заключаемым между землепользователем и местной администрацией.

Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления границ этого участка на местности и выдачи документа, удостоверяющего право владения или пользования землей, запрещается.
Право собственности на объекты недвижимости подтверждается свидетельством о собственности, выдаваемым местными или республиканскими органами управления. Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, упомянутые в данном разделе, являются:

- Земельный кодекс Республики Абхазия;

- Постановление Кабинета Министров от 22.02.97 г. № 34 «Об утверждении нормативно-правовых актов и земельно-учетных документов по вопросам землепользования»;

- Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 6.06.02 г. № 117 «О порядке оформления разграничения государственной собственности и формирования Реестра собственности»;

- СНиП 3.01.04—87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» и др.


ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА

Энергоснабжением Республики Абхазия занимается государственная компания «Черноморэнерго», которая отпускает электроэнергию в районные электросети.








Общий энергетический баланс Республики Абхазия составляет в среднем 1140 млн. кВтч в год, в том числе:
Ткуарчалский район — 50,425 млн. кВтч;
Гагрский район — 198,530 млн. кВтч (из них Бзыбское месторождение — 5 млн. кВтч), Очамчырский район — 54,340 млн. кВтч (из них Скурчинское месторождение — 2 млн. кВтч).

Для подключения к электрическим сетям крупные потребители подают заявку непосредственному поставщику электроэнергии, который выдает необходимые технические условия.

В соответствии с техническими условиями составляется технический проект на энергоснабжение, подготавливаемый заказчиком. Проект проходит согласование с поставщиком электроэнергии и Управлением «Абхазэнергонадзор», после чего заключается договор на энергоснабжение, и производятся монтажные работы по подключению к существующей сети.

Постановлением Кабинета Министров от 27.05.05 г. № 109 (с изменениями от 25.08.06 г. № 205) установлены тарифы на потребляемую электроэнергию, дифференцированные в зависимости от категории потребителей. Промышленные предприятия, зарегистрированные на территории республики, оплачивают электроэнергию по тарифу 40 коп. за 1 кВтч.


РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Органом, уполномоченным в области надзора за строительной деятельностью и ее лицензирования, является Государственное Управление по строительству и архитектуре.






Лицензирование осуществляется на основании «Положения о лицензировании проектной и строительной деятельности на территории Республики Абхазия», утвержденного Постановлением Кабинета Министров от 30.11.96 г. № 220. Каких-либо дополнительных требований к иностранным строительным компаниям в данном Положении не содержится.

В соответствии с Земельным кодексом лица, заинтересованные в получении земельных участков для несельскохозяйственных нужд, в том числе строительства, обращаются в местные администрации с ходатайством о предварительном согласовании места размещения участка, обосновывая его примерные размеры, а также сроки пользования землей. Администрации обеспечивают выбор земельного участка на местности с учетом экологических и других последствий предполагаемого изъятия земель и перспектив использования данной территории и ее недр. Выбор земельного участка оформляется актом, на основании которого администрацией принимается решение (распоряжение) о предоставлении земельного участка.

Предоставление в пользование земельных участков в прибрежной зоне (земли на побережье Черного моря шириной 200 метров от уреза воды) осуществляется с согласия Правительства. При предоставлении земельного участка иностранным инвесторам необходимо также согласование с Парламентом.
При выделении земель для строительства устанавливается требование о согласовании и утверждении проекта строительства в течение шести месяцев со дня принятия решения о предоставлении земельного участка.

Согласование проекта производится со всеми уполномоченными ведомствами: Государственной экологической службой, Санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения, Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел, Управлением государственного технического надзора и др.

При согласовании проекта, а также в процессе осуществления государственного контроля (надзора) за действующими предприятиями соответствующие органы государственного управления в основном руководствуются строительными, санитарными и иными нормами и правилами, действовавшими в СССР.

ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время в городах, районных центрах и поселках городского типа в полном объеме осуществляет свою деятельность Служба охраны при Министерстве внутренних дел Республики Абхазия (вневедомственная охрана).






В ее основные функции входит защита имущественных интересов и оказание других охранных услуг на договорной основе.
Вневедомственная охрана обладает необходимым материально-техническим оснащением для обеспечения охраны зданий, сооружений и т. д. (в том числе и для организации дистанционной защиты), а также сопровождения грузов.
Для организации деятельности частных охранных предприятий в Республике Абхазия на сегодняшний день нет достаточной правовой базы.


ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТА

ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТА

В республике имеются два аэропорта. Один из них — Сухумский — имеет взлетно-посадочное поле размером 3700 м х 52 м, два перегона с возможностью приема, обслуживания и выпуска любых воздушных судов без ограничения по метеоминимуму.





Основной транспортной артерией, проходившей по территории республики, является железная дорога Ростов-Тбилиси-Ереван, способная обеспечить транзит грузов между Азией и Европой. В настоящее время ведутся переговоры, направленные на реанимацию данной железной дороги путем создания международного консорциума с участием России, Грузии, Армении и Абхазии.

В Абхазии функционируют три морских порта: Сухумский, Очамчырский, Пицундский, которые можно использовать в качестве грузовых транспортных узлов.

Железные дороги и порты находятся в государственной собственности. Эксплуатация железных дорог и перевозки осуществляются государственным предприятием «Управление железной дороги Республики Абхазия».

В соответствии с решением Правительства используются российские Правила перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом.

Эксплуатацию портов осуществляет государственная компания «Абхазское морское пароходство».

Действующие в настоящее время нормативные документы разрешают аренду отдельных железнодорожных веток или причалов, которая должна осуществляться в соответствии с общими правилами сдачи государственного имущества в аренду, установленными Постановлением Кабинета Министров от 28.11.02 г. № 255.

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ

В Абхазии имеются месторождения каменного угля, мрамора, гранита, габбро, диабазов, порфира, туфа, высококачественных инертных материалов, а также большие запасы экологически чистых минеральных вод.






На данный момент передача недр в пользование производится на основании «Положения о порядке предоставления недр в пользование для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Абхазия», утвержденного Постановлением Кабинета Министров от 06.09.05 г. № 236. В соответствии с этим Положением недра предоставляются решением Правительства, принимаемым на основании предварительного горного отвода, согласия местных администраций и заключения Государственной экологической службы. Указанным Постановлением Кабинета Министров также установлены ставки регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, выраженные в процентах от их реализационной стоимости (от 2 до 4 %, при добыче угля — 9 %).

Законом «О недрах» предусматривается возможность проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр и утверждение Правительством Положения о лицензировании недропользования. На сегодняшний день конкурсы и аукционы на право пользования недрами не проводятся, однако планируется введение такой практики после утверждения Положения о лицензировании недропользования, которое находится на доработке и будет рассмотрено на заседании Правительства до конца 2006 года. Правила проведения конкурсов или аукционов в соответствии с упомянутым Законом определяются органом управления государственным фондом недр (Управление по геологии, геодезии и картографии) по согласованию с соответствующими республиканскими органами исполнительной власти.
Порядок и условия использования геологической информации о недрах, которая находится в государственной собственности, определяются органом управления государственным фондом недр. Геологическая и иная информация о недрах, получаемая пользователями недр за счет собственных средств, является собственностью пользователей недр и предоставляется ими в орган управления государственным фондом недр с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Центральным органом в системе государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, осуществляющим надзор за соблюдением экологических требований при проектировании хозяйственной деятельности и строительстве, является Государственная экологическая служба.
Основными нормативными правовыми актами в области экологии и охраны окружающей среды являются утвержденные Кабинетом Министров Положения «О порядке проведения Государственной экологической экспертизы в Республике Абхазия», «О Государственной экологической службе Республики Абхазия,»Об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах Республики Абхазия, «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель», «Правила охоты на территории Республики Абхазия» и др.

Процедура согласования проекта хозяйственной деятельности состоит из двух этапов:
1. экспертиза предпроектного предложения на предмет целесообразности его реализации с точки зрения экологических требований;
2. экспертиза готового проекта при получении разрешения на строительство, добычу полезных ископаемых и т. д.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА

Органом, осуществляющим таможенный контроль и оформление, является Государственный таможенный комитет.









Товары и транспортные средства, ввозимые Республику Абхазия и вывозимые из Республики Абхазия, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным Кодексом.

Таможенное оформление товаров, ввозимых в Республику Абхазия автомобильным транспортом, осуществляется непосредственно в месте их ввоза (таможенном пункте пропуска).

Таможенный контроль мелких партий товаров, ввозимых подобным образом, осуществляется непосредственно в пункте пропуска, а товаров, ввозимых крупными оптовыми партиями в транспортных средствах, поддающихся наложению таможенного обеспечения (пломбированию), — в местах разгрузки этих товаров на склады получателей.

Таможенное оформление товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, осуществляется в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится получатель этого товара. Таможенный контроль осуществляется непосредственно при выгрузке товаров из вагонов состава. Пакет документов для представления их таможенному органу включает в себя: внешнеторговый договор (контракт), счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, а в необходимых случаях — разрешения государственных органов (лицензии), сертификаты качества, соответствия.

Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, вывозимых из Республики Абхазия, осуществляется в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товара. Однако также существует возможность осуществить все таможенные процедуры непосредственно в пункте пропуска.

Таможенные пошлины при импорте товаров определяются в соответствии с «Импортным таможенным тарифом Республики Абхазия», утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 21.06.05 г. № 127 и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ). При ввозе товаров народного потребления применяется унифицированная ставка таможенной пошлины в размере 2 % от таможенной стоимости товаров, большая часть оборудования и техники для производственных целей имеет нулевую ставку импортной таможенной пошлины.

Таможенные пошлины при экспорте товаров определяются в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 30.06.03 г. № 291 «О ставках экспортных таможенных пошлин».

Ставка таможенной пошлины, отличная от нулевой, применяется при экспорте лишь некоторых видов товаров, таких как цитрусовые, овощи, отходы и лом черных и цветных металлов, лес, продукция деревообрабатывающей промышленности и т. д. Остальная продукция вывозится беспошлинно.

Ставка таможенного сбора составляет 1 % от таможенной стоимости товаров.

Таможенный кодексом допускается временный ввоз товаров — таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Республики Абхазия допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Временно ввозимые товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. В отдельных случаях временный ввоз товаров допускается только при представлении обязательства об обратном вывозе и обеспечении уплаты таможенных платежей.

На сегодняшний день в Республике Абхазия применяется практика частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин при временном ввозе, когда за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, является Министерство по налогам и сборам.





Общие принципы построения налоговой системы в Республике Абхазия, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков определяются Законом «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия», в соответствии с которым приняты:

- Закон Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками налога являются граждане Республики Абхазия, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянное место жительства в Республике Абхазия. Налог с дохода, полученного гражданами от исполнения обязанностей по трудовым договорам, взимается по ставке 10%, от предпринимательской деятельности — 15 %;

- Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Плательщиками налога являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами. Прибыль предприятий, организаций и иностранных юридических лиц облагается налогом по ставке 18 %. Для отдельных видов деятельности ставки налога на прибыль устанавливаются: банковская деятельность — 25 %, страховая деятельность — 20 %, посреднические операции и сделки — 25 %, коммунальное хозяйство — 10 %, магазины свободной торговли — 15 %. Иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам от дивидендов, процентов от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями по ставке 15 %;

- Закон «О налоге на добавленную стоимость». Налог на добавленную стоимость устанавливается в размере 10 %. НДС не взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Абхазия, а также при экспорте товаров собственного производства за исключением леса, металла, строительных материалов и сельскохозяйственного сырья;

- Закон «Об акцизах». Акцизы взимаются при реализации товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, ювелирных изделий) на территории республики и при их импорте. Акцизами не облагается реализация товаров собственного производства на экспорт;

- Закон «О налоге на имущество предприятий». Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1 % среднегодовой стоимости имущества деятельности предприятий, устанавливаются Правительством Республики Абхазия;

- Закон «О плате за землю» и принимаемые Парламентом законы о ставках земельного налога на очередной год. В 2006 году налог на земли предприятий торговли составил до 600 000 рублей за 1 га в год, санаторно-курортных объектов — 120 000 рублей за 1 га в год, промышленности — до 12 000 рублей за 1 га в год.
Платежи предприятий во внебюджетные фонды составляют 20 % от фонда заработной платы.

Органами местного самоуправления устанавливается сбор на содержание милиции в размере не более 3 % от доходов (прибыли) предприятия. Существует ряд других незначительных по величине налогов и сборов.